Всемирный день защиты прав потребителей

1

Про наши обязанности нам сначала рассказывают родители, потом учителя в школе, а затем и строгое начальство. А вот правовая осведомленность оставляет желать лучшего. Всемирный день защиты прав потребителей – это просветительское мероприятие, затрагивающее всего один аспект жизни в обществе. Но аспект этот крайне важен, ведь практически все люди выступают в роли потребителей ежедневно.

В 1962 году Джон Кеннеди выступил с речью, на высшем уровне разъясняющей понятие «потребитель» и подчеркнул, что каждый потребитель имеет право на выбор, на безопасность продукта /услуги, на полную информацию о продукте/услуге. А так же на право быть услышанным. Выступление состоялось 15 марта, и именно эту дату выбрали для напоминания людям о том, что у них как у покупателей и клиентов есть особые права. Хотя с момента пламенной речи Кеннеди и до утверждения новой праздничной даты прошло целых 20 лет.

Суть праздника в том, чтобы рассказать людям об их правах в сфере потребления, а это огромные объемы информации! Мы пользуемся общественным транспортом, услугами ЖКХ, ходим в магазины и развлекательные центры, учимся и путешествуем – потребляем ежедневно, даже когда спим. В день прав потребителя организаторы устраивают различные акции, семинары и открытые конференции. Просветительские мероприятия проходят во всем мире, в т.ч. и в России. Например, уже традиционно 15 марта по стране работают горячие линии – каждый желающий может по телефону получить подробное разъяснение своих прав как потребителя той или иной услуги. В СМИ публикуются познавательные статьи, в которых рассказывается, как правильно вернуть деньги за товар ненадлежащего качества, куда обращаться в случае спорных моментов, каков порядок судебных разбирательств и т.д.

При нарушении потребительских прав обращайтесь к руководителю организации в устной форме. Если требования не удовлетворены, отправьте претензионное письмо. Если ответ не получен в течение двух недель или ответ вас не удовлетворил, обращайтесь в местный орган по защите прав потребителей. Если и там вам не помогут, обращайтесь в Роспотребнадзор – федеральный орган, высшая инстанция в РФ.

И это действительно работает! Например, в декабре 2008 г. был принят регламент, согласно которому производитель имеет право называть молоком только настоящее натуральное молоко. А если в продукте есть хотя бы 1% сухого молока, то на упаковке должно значится «молочный напиток». Продавать непонятно что под видом молока стало незаконно после того, как в марте 2008 года Всемирный день прав потребителя прошел под лозунгом «Поколение нездорового питания – кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей».

За последние годы количество граждан, решающихся встать на защиту своих прав как потребителя, становится все больше. Если в 1999 году было подано около 30.000 исков, то в 2007 году – почти 100.000, а в 2010 уже более 300.000!

Новый год – новая тема. Это логично, ведь в рамках пары дней охватить все аспекты невозможно. Так в 2011 году праздник проходил под девизом «За честные финансовые услуги», в 2012 «Наши деньги – наши права», в 2013 «Потребительское правосудие», в 2014 «Права потребителей мобильной связи». Тему определяет специальный комитет CI (международная федерация потребительских организаций). В России 15 марта официально считается праздником с 1996 года, но отмечают эту важную дату с 1992 г., после принятия Верховным Советом закона «О защите прав потребителей».

Как показывает международная практика, даже самые жесткие санкции не в состоянии принудить недобросовестного производителя следовать букве закона, когда речь идет о легкой наживе. Прислушайтесь к мнению юристов: правовая осведомленность граждан – более действенный механизм контроля над исполнением производителем взятых на себя обязательств. Если подавляющая часть общества будет знать свои права и не бояться их отстаивать, у производителя просто не останется выбора, кроме как поставлять на рынок товар заявленного качества.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Считаю, что этот праздник должен отмечать не только потребитель, но и производитель, который иногда, даже очень часто в последнее время стал
    забывать о своих обязанностях, поставляя некачественную продукцию в
    магазины. В свое время пришлось столкнуться с одним магазином, который
    продавал некачественную бытовую технику. Три раза меняли в нем
    стиральную машинку. Два раза холодильник. На третий раз просто забрали
    деньги (через многое пришлось пройти) и купили холодильник в другом
    магазине. Об этом магазине писали и в газете. На данный момент он
    прекратил свое существование. И правильно, не место таким сбывателям
    брака на просторах торговли.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь